Строй психики человека определяется тем, какой из ниже перечисленных факторов оказывается у того или иного человека самым значимым. Так вот к числу таких факторов относится:
- Врождённые инстинкты и безусловные рефлексы.
- Обычаи, традиции, привычки, стоящие на инстинктами.
- Собственное разумение человека и расчёт, дополненные тем, что всплывает из бессознательных уровней психики, из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости.
- Водительство Божьим промыслом в опоре на всё предыдущее, за исключением наваждений и одержимости, как насильственных вторжений в чужую психику.
Если доминируют инстинкты и рефлексы (пища, размножение, самосохранение), то мы имеем дело с человекообразным животным, с
1.
животным типом строя психики.
Для этих людей Истина “в вине и сексе”.
Типичная реакция этих людей на критику: да как ты посмел на меня “наезжать”? "эээ уоу уоу уоу"
Доминирование обычаев, традиций, привычек характерно для
2.
"зомби-биороботов".
Для такого человека первоприоритетно “быть как все”, “соответствовать стандарту”, невзирая на обстоятельства делать всё “точно по инструкции”.
Для этих людей Истина - их священное писание (или некие правила, или слова авторитетного для них человека).
Типичная реакция этих людей на критику: я всё делал по инструкции, какие ко мне могут быть претензии?
Расчеты, интуиция вообще, наваждения и одержимость характерны для
3.
демонического строя психики.
Для такого человека первоприоритетно самоутверждение своего “Я”. (Такие часто готовы идти к “заветным вершинам” по чужим головам.)
Для этих людей Истина - только то, что они “сами видели, лично проверили”, до чего они “дошли своим умом”. Никто для них не указ. Они ощущают себя пупом земли, центром галактики
Типичная реакция этих людей на критику: почему ты критикуешь именно МЕНЯ? Разве больше некого критиковать? "Остальные прям все так с крылышками и ходят?" (с) Афоня
Нормой же для человека с типом психики
4.
Человек Разумный является доминирование водительства Божьим промыслом.
для человека наивысшим приоритетом обладает стремление отдать всего себя осуществлению Божьего Промысла на основе беззаветной веры Богу.
(Атеист может стремиться к осуществлению Божьего Промысла, не осознавая, что это называется Божьим Промыслом, мысленно называя это как-то иначе: Добро, Справедливость, Человечность, и т.п.)
Для этих людей Истина - то, что даётся им в Различение в их личном диалоге с Богом (в диалоге, реализуемом как в неформальной молитве, так и на Языке жизненных обстоятельств.) [Тут имеются ввиду как неочевидные так и очевидные послания от Бога (ангела хранителя, кому так понятнее), прозрения]
Типичная реакция этих людей на критику: стремление выявить рациональноё зерно, из любой ситуации извлечь урок; готовность разобраться по существу, готовность признать и исправить свою ошибку (если она действительно была допущена). Тут нет места "Я"-центризму. Тоесть такой человек в первую очередь замечает то, в чем аппонент прав (например при возникновении споров), и лишь потом выделяет то, в чем аппонент допустил ошибку.
-----------------------------------Надо подчеркнуть:
1) Всё перечисленное в человеке быть должно:
надо и кушать, и обеспечивать продолжение рода;
надо уметь в стандартных ситуациях соблюдать общепринятые нормы;
надо уметь постоять за себя, уметь “поставить себя” в коллективе;
надо заботиться об общем Благе - в меру своего понимания, ЧТО именно в данной конкретной ситуации есть общее Благо, какое твоё поведение в этой ситуации угодно Богу.
Всё перечисленное в человеке должно быть.
Вопрос лишь в том,
что для человека первоприоритетно.
2) Один и тот же человек в разное время может иметь разный тип строя психики. Это может меняться как с годами, так и в течение дня.
Примеры:
Вчера струсил, а сегодня сумел дать отпор.
Или: нашло на человека наваждение, захотелось ему самоутвердиться любой ценой, - а потом он совладал с собой.
Или: хотел отмахнуться и, не вникая в суть ситуации, сделать всё “строго по инструкции”, - а потом почувствовал, что так нельзя, что в данном конкретном случае надо предпринять что-то, в инструкции (законе) не предусмотренное.
И т.д.
Кроме того, в процессе взросления человек последовательно проходит все эти этапы:
У совсем маленьких детей преобладают инстинкты.
Дети постарше в естественном процессе обучения подражают взрослым; для них нормальна мотивация “хочу быть как папа (как мама)”.
У подростков возникает стремление к своеволию: “я уже не маленький” (я уже не “зомби”), я буду делать как сам захочу, а не по инструкции.
После подросткового переходного периода человек должен уметь владеть собой и разумно сочетать всё, что в нём заложено. И уметь в критических ситуациях на первое место поставить стремление к осуществлению Божьего Промысла (Добра, Справедливости, Человечности)
На мой взгляд, введение описанного выше представления о типах психики в круг понятий общества - полезно и важно.
Потому что важно осознавать,
чем ты руководствуешься в той или иной конкретной ситуации: стремишься достойно творить меж людей волю Бога, способствовать реализации Добронравия; либо стремишься к самоутверждению; либо подчиняешься “общественным нормам”, не смея “выйти за рамки”, хотя и ощущаешь, что в данной ситуации “рамки” мешают действовать по целесообразности (или даже - мешают поступать по-Божески); либо сработал один из основных инстинктов (питание, размножение, самосохранение).
Анализ своих поступков и своих намерений с этих позиций, размышления на эту тему могут помочь становлению человечного типа психики. Дальнейшим развитием будет становление практически утерянного в современном обществе Человеческого типа Души.
Думаю, большинство людей в каких-то ситуациях уже проявили себя как Человеки.
Нам всем есть за что уважать друг друга.
================================Ещё об одном ключевом понятии КОБ*:
о "Я"-центричном и Бого-центричном мировоззрениях Своё понимание разницы между "Я"-центричным и Бого-центричным мировоззрениями проиллюстрирую на примере.
1) Схема развёртывания мировосприятия, характерная для "Я"-центризма:
- Вот Я – белый-пушистый, человек! Я вижу мир из своей черепной коробки своими глазами, значит мир вращается вокруг меня. Я в центре.
- Вот люди, которые МЕНЯ обидели – нехорошие люди. В них Я «не признаю человеков»;
- Вот люди, которые хорошо относятся к тем, кто МЕНЯ обидел; это тоже нехорошие люди, «не имеющие человеческого достоинства»;
- Вот люди, которые смеют со МНОЙ в чём-то не соглашаться. Кто они: несведущие наивные профаны, враги или дураки? – это надо выяснять персонально.
- А вот несколько хамов. Но в МОЙ адрес они не хамят, в споры со МНОЙ они не вступают – одним словом, приятнейшие люди. Никакой критики в их адрес я высказывать не буду, что бы они ни вытворяли, до тех пор, пока их хамство не коснется лично меня.
- Если кто-то что-то пытается доказать, то до тех пор, пока он не примет мою точку зрения - он не прав.
Примерно так
2) Схема развёртывания Бого-центричного мировосприятия:
- Есть Бог, у которого есть Свой Промысел;
- Вот все мы, стремящиеся (в меру своего понимания) поступать как лучше (хотя иногда мы делаем что-то, ощущая, что это не совсем правильно).
У каждого из нас – свои взлёты и свои падения.
- Вот некий гражданин "А" – человек, который сегодня серьёзно болен "Я"-центризмом, но который имеет здоровый стержень. Он что-то хорошее сделал вчера, и ещё много хорошего сделает завтра; но сегодня он серьёзно болен, и когда он выплёскивает на людей своё (искажённое болезнью) восприятие – это мешает всем нам нормально жить и работать.
Но "отмахнуться" от него – неправильно, ведь он – наш товарищ.
Его выходки мешают нам работать – мешают, пока мы не выработаем правильного (адекватного) отношения к нему, к его речам и к его поступкам.
Поясню: выработка адекватного отношения – это не "навешивание ярлыка", а формирование "стереотипов распознавания факторов". Когда факторы изменятся – отношение надо будет менять.
А как мы заметим, что факторы изменились? – на то и Различение.
А чтобы "не прозевать" – надо помнить, что
с каждым человеком надо каждый день знакомиться заново.
В таком мировосприятии вопрос: "обижал ли данный человек лично меня?" – становится второстепенным.
Факты нарушения кем-то этических норм – это факты падения из биографии тех, кто допустил такие нарушения.
Но, видя чьё-то падение, не надо забывать, что у этого человека, как и у всех нас, были, есть и будут не только падения, но и взлёты
Нам всем есть за что уважать друг друга.
[на основе текста Шатиловой Надежды Николаевны (г. Новосибирск) и КОБ*ы]__________________________________________________
* - Концепция Общественной Безопасности